Назад
08-09-2022 12:42

Что такое краудфандинг простыми словами

Термин «краудфандинг» придумал в 2006 году журналист Джефф Хау, хотя само явление появилось намного раньше. Его дословный перевод «финансирование толпой». Это онлайн-инструмент привлечения инвестиций для реализации идеи или проекта, безвозмездное коллективное финансирование. Им активно пользуются творческие, благотворительные организации, а также артисты, режиссеры, писатели и представители других креативных индустрий. Процесс регулируется «Законом о краудфандинге», который распространяется на выдачу займов, продажу ценных бумаг, утилитарные цифровые права и финансовые цифровые активы. 

Чем краудфандинг отличается от фандрайзинга

Это очень близкие понятия, но разница все же есть. Краудфандинг в основном используется организациями или частными лицами для реализации творческих или благотворительных, общественных проектов от установки памятника в городском парке до съемки фильма или клипа. Фандрайзинг же, как правило, используется для сбора средств в сфере бизнеса, развития стартапов и новых бизнес-направлений.  

Что такое платформа для краудфандинга

Это интернет-площадка, на которой размещается информация о проектах, нуждающихся в финансировании. Платформа обеспечивает юридическую поддержку пользователей, облегчает их взаимодействие и помогает в продвижении. Участниками площадки являются автор проекта, куратор и спонсор. Кураторами могут быть любые организации, заинтересованные в поддержке проекта, которые предоставляют технические средства, помещения и оборудование для его реализации, а также спонсируют рекламную кампанию. Со стороны площадки каждый проект ведет персональный менеджер. 

Как это работает

Краудфандинговые платформы включают систему создания проекта, в которой собраны данные о сумме и сроках сбора средств, описание идеи, презентация автора и привязка к банковскому счету, а также видеоролик с обращением к потенциальным донорам — тем, кто будет готов финансово поддержать историю. В площадку интегрированы различные платежные системы, в зависимости от конкретного сервиса. Чаще всего на сайт также можно зайти с помощью аккаунта в соцсети. 

Требования к проекту, его автору и донорам на каждой платформе свои, но есть несколько общих для всех: участник проекта должен быть совершеннолетним, быть его правообладателем и потратить собранную сумму строго по назначению. Система работает следующим образом. Автор описывает идею, рассказывает об особенностях проекта. Если проект социальный, важно аргументировать его ценность для общества. Главное — четко донести цель, на которую собираются средства, указать количество необходимых средств, предусмотренные вознаграждения для доноров (это могут быть сувениры, мерч, благодарственные надписи на продукции, например музыкальных дисках, пригласительные на мероприятия и другие приятные бонусы).

Доноры, заинтересовавшись проектом, могут сделать пожертвование. Если за заранее обозначенный срок нужная сумма не собрана, все средства возвращаются им. 

Примеры краудфандинга

Одним из первых примеров интернет-краудфандинга часто называют историю сбора средств на организацию тура рок-группы Marillion в 1997. Фанаты из разных штатов США собрали $60 000. В итоге этих денег хватило не только на концерты, но также на запись и продвижение нескольких альбомов команды. Однако использоваться краудфандинг стал сильно раньше появления интернета. Например, в 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 000 царских рублей — около 7,2 млн рублей  по нынешним расценкам.

Плюсы краудфандинга

Открыть краудфандинговый проект на специальной площадке достаточно просто, и этот инструмент позволяет довольно быстро собрать средства на благотворительность. Кроме того, это реальная возможность получить поддержку для начинающего предпринимателя, у которого есть интересная идея, но не хватает средств на ее реализацию. 

Минусы краудфандинга

Если речь идет о творческом проекте, его успех сильно зависит от популярности автора. У малоизвестных артистов, например, шансов собрать необходимую сумму с помощью краудфандинга значительно меньше, чем у топ-звезд. Кроме того, часто происходит так, что приходится отдавать половину средств на изготовление подарков для доноров. Получается, что автор в случае выбора такого инструмента инвестирования сильно зависит от других людей. И в этом смысле более осознанным вариантом отношений с финансами и более серьезным подходом к развитию деятельности является краудлендинг, когда средства придется вернуть инвесторам, но вы будете чувствовать себя более уверенно и свободно в реализации творческих и бизнес-идей.


Кристина Руди
Менеджер по работе с авторами творческих проектов