Назад
20-10-2022 11:43

Илья Насонов о создании проекта «Цифровизация предметов мебели, техники и быта»

Что делать, если музейная экспозиция стала недоступна для посетителей?

Ответ на этот вопрос знает победитель программы поддержки креативных индустрий, преподаватель кафедры «Художественная реставрация мебели» в РГХПУ им. С.Г. Строганова, Илья Насонов – именно он предложил перевести объекты культурного значения в электронный вид и создать их 3D-визуализацию для музеев.

В августе этот неординарный проект получил стопроцентную поддержку от НФПП и Ко-Фи. Мы пообщались с Ильей и узнали, как ему удалось найти финансирование и начать реализовывать свою креативную идею.

Как вы пришли к созданию вашего проекта?

Движение к любому проекту – это всегда длительный промежуток времени. У меня он занял почти 5 лет – на кафедре «Художественная реставрация мебели», на которой я преподаю в Строгановке, мы очень долго искали способ визуального контакта с аудиторией.

История про 3D-модели и создание цифрового отпечатка объектов культурного наследия была единственным возможным путем развития обмерных чертежей, которые всегда составляются к любому такому объекту. Мы делали стандартную работу, и ничего не предвещало подачи такой заявки на грант. Всем нам казалось, что это естественная часть любого реставрационного проекта.

Но потом пандемия расставила все на свои места – и в итоге оказалось, что единственным способом визуальной коммуникации являются те самые презентационные и рабочие материалы в электронном виде.

С какими сложностями вы столкнулись во время его создания?

Сложности, с которыми мы столкнулись, имели двоякий характер. С одной стороны, это были проблемы чисто технического характера. Мы делали все это на тех компьютерах, которые были у нас и у студентов, и не очень понимали, сможем ли создать точную 3D-модель. С другой стороны, были трудности административного характера, с которыми мы сталкивались во время проведения обмеров, – не каждый музей хочет пускать студентов к себе в запасники.

Отсюда вытекает фундаментальная сложность нашего проекта – нужно сделать так, чтобы музеи и государство этим заинтересовались и в дальнейшем финансировали создание таких цифровых отпечатков. Самым сложным было убедить музеи в том, что им это надо не меньше, чем нам.

К тому же, уже на этапе подачи заявки я столкнулся с еще одной сложностью – фонд не принимает заявки от учебных заведений. Мы договорились с фондом о том, что заявку подам я. Одним из моих условий была передача авторских прав мне и Строгановской Академии – юристы фонда в этом отношении меня полностью поддержали. Вместе с юристами мы выдумывали механизм передачи прав на еще не существующие цифровые отпечатки и в итоге нашли конструкцию, которая удовлетворила меня и понравилась фонду. Я благодарен им за эту поддержку.

Какие книги, блоги или курсы вы можете порекомендовать креаторам для насмотренности и вдохновения?

Для профессионалов вдохновение не является частью творческого процесса. Вдохновение – это состояние, в котором находится творец. В этом отношении у всех, кто не вовлечен в творческие индустрии, есть ошибочное мнение, что художникам нужно чем-то вдохновляться. На самом деле им скорее нужны безусловная насмотренность и вовлеченность в текущую социальную повестку – ведь по большей части творчество констатирует реальность.

Что вы посоветуете креаторам, которым страшно сделать первый шаг к реализации своей идеи?

Дело не в том, что креаторам страшно сделать шаг – многие просто не знают о таких возможностях, как участие в программе поддержки. Они в первую очередь нуждаются в информировании.

И даже если креаторы знают об этом, они боятся связываться с любыми документами и ответственностью – это тоже характерная черта всех создателей и творцов. Именно поэтому так важны информированность и пиар-компании таких платформ, как Ко-Фи.

Если же страхи креаторов касаются авторских прав – я посоветую взаимодействовать с юридической службой фонда и искать способы реализации вашего проекта вместе с ними.

Успейте принять участие в программе поддержки креативных индустрий – фонд будет выбирать креативные проекты каждый месяц до декабря 2022 года!

Кристина Руди
Менеджер по работе с авторами творческих проектов