Когда пора брать займ? Настоящие признаки кредитного голода
Если вы читаете это пост, варианта два: либо вы готовы вывести бизнес на новый уровень, либо испытываете с ним проблемы. Это может показаться странным, но иногда трудно отличить одно от другого.
Ситуация 1: кассовый разрыв
Один из самых популярных поводов для займа. Материалы для следующих заказов заканчиваются, а клиенты ещё не расплатились за проданные товары. В таком случае хорошо подойдёт краткосрочный займ. Заметного влияния на рентабельность он не окажет, а бизнес продолжит функционировать.
«Хороший» повод для кассового разрыва: резкий рост спроса. Ваш бренд случайно понравился популярному блогеру, сработал эффект сарафанного радио или местная сеть магазинов решила внести разнообразие в свой ассортимент с помощью ваших «худи». Поздравляем, вам предстоит многое сделать: возможно, дело не ограничится просто закупкой материала, нужно расширять производство, нанимать дополнительный персонал.
Ещё один повод для кассового разрыва: высокий сезон. Например, скоро лето, вырастет спрос на товары для дачи, прохладительные напитки и отдых в вашем глэмпинге. Вы это знаете, потому что работаете не первый год и способны спрогнозировать рост выручки. Есть повод взять займ, закупить нужные мате
риалы, нанять больше персонала — в общем, подготовиться к наплыву потребителей заранее.
«Нейтральная» причина: крупный клиент задерживает оплату. Для небольшого проекта это нормально: покупателей ещё немного, и проблемы с платежами у одного из них вполне способны повлиять на весь бизнес.
Но если бизнес не растёт, а разрывы всё равно случаются периодически, это не только повод взять займ на закрытие разрыва, но и задуматься о причинах. Загляните на склад: если там копятся остатки сырья, нужно синхронизировать объёмы закупок и продаж. Пообщайтесь с бухгалтером: что у вас происходит с дебиторской задолженностью? Насколько хорошо скоординированы графики входящих и исходящих платежей?
Ситуация 2: стагнация бизнеса
Продажи перестали расти, чистая прибыль — тоже. Нужна хорошая рекламная кампания: поднимем узнаваемость бренда, привлечём новых клиентов. Но лучше сначала разобраться, что происходит на самом деле?
«Хороший» случай: вы достигли предела роста в вашей нише, или сама ниша перестала расти, или растёт конкуренция, и конкуренты вкладывают деньги в рекламу или промоакции, переманивая ваших клиентов. Предстоит принять стратегическое решение: вступать в борьбу с конкурентами или открывать новые направления. В любом случае это развитие, которое потребует денег: инвестировать в маркетинг или в новое производство.
«Плохой» случай № 1: выручка и прибыль не растут (или даже снижаются), плюс низкий уровень повторных продаж и плохие отзывы. Хороший продукт способен продавать себя сам. Если этого не происходит, есть повод посмотреть, что с продуктом/услугой, пообщаться с клиентами. Масштабируя плохо отлаженный бизнес, вы только увеличите убытки. Лучше отладить процессы на небольшом масштабе, а рентабельность активов можно повысить, например, с помощью аутсорсинга.
«Плохой» случай № 2: вы вложились в рекламную кампанию, но покупателей по-прежнему нет. Нужны деньги на более широкое продвижение. Сначала стоит проанализировать, почему не работает кампания, посчитать конверсию: возможно, вы ошиблись с целевой аудиторией, неверно доносите преимущества продукта, не работают переходы между разными этапами воронки продаж или вообще переоценили спрос на товар или услугу. И тот же вопрос: что думают о продукте ваши клиенты? Готовы ли они рекомендовать его своим знакомым?
Ситуация 3: кредит под бизнес-проект
У вас есть идея запустить линейку дизайнерской одежды, но для этого нужно закупить материал, оплатить производство, запустить продажи. Вы уже прикинули доходы, расходы, рентабельность хорошая, всё это вполне можно сделать и на заёмные деньги.
Начинать бизнес с нуля на заёмные средства в принципе идея рискованная, особенно если вы раньше не занимались бизнесом. В банке или на краудлендинговой площадке кредит вам скорее всего не дадут, а если дадут, то на весьма невыгодных условиях. Попробуйте получить стартовый капитал у родственников или знакомых. А если вы не сможете их убедить в перспективности идеи, возможно, с идеей что-то не так?
Что скажет бухгалтер?
Даже если ваш повод для займа «правильный», прежде чем принять решение, проверьте бухгалтерию. Есть хороший индикатор, показывающий, пойдёт ли кредит на пользу вашему бизнесу: рентабельность активов (ROA). Она вычисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. ROA показывает, насколько эффективно компания использует всё, что у неё есть: здания, оборудование, сырьё, деньги.
Формула:
ROA = чистая прибыль / стоимость активов
Чистая прибыль берётся из строки 2200 отчёта о финансовых результатов (РСБУ), стоимость активов — из 1600-й строки баланса. Поскольку прибыль компания зарабатывает в течение всего года, в знаменателе можно использовать среднегодовую стоимость активов. Она вычисляется как среднее арифметическое стоимости активов на начало и конец отчетного периода.
Дальше финансисты используют простой принцип: кредит выгоден, когда ставка по нему ниже вашей ROA.
Выводы:
Кассовый разрыв — один из самых распространённых поводов для займа. Но если он сопровождается ростом складских остатков — это повод задуматься об эффективности процессов.
Если бизнес не растёт, возможно, вы достигли пределов в вашей нише, время расширять ассортимент. Но, может быть, что-то не так с вашим продуктом/услугой: пообщайтесь с клиентами.
Для нового бизнеса займы — не всегда лучший источник финансирования. Лучше договоритесь о финансовой поддержке с друзьями или родственниками. Если же у вашего проекта уже есть выручка, а у вас — хорошее понимание рынка и перспектив бизнеса, займ может пойти на пользу.
Займ будет выгоден финансово, если ставка по нему ниже, чем рентабельность ваших активов.