«Капитан СССР» – cъёмки короткометражного фильма Олега Гриценко
Описание заявки
По сюжету главный герой, Алексей Константинович, выполняет последнюю волю своей умершей супруги – проследить за тем, чтобы их внук Саша, большой любитель «супергеройских» фильмов, не попал под влияние собственного отца и вырос хорошим человеком. Алексей Константинович, погрузившись в сказочный и, на первых порах, чуждый ему мир супергероев «Марвел», проникается им настолько, что решает вступить в супергеройские ряды под именем «Капитана СССР». Главным девизом его жизни становится случайная фраза внука о том, что «помогать людям – круто».
В итоге Капитан СССР подбирает с улицы девушку «легкого поведения» Кристину и тратит собственные похоронные деньги на то, чтобы купить ей «Газель», а когда Сашу избивают старшеклассники, новоиспеченный супергерой мстит за внука в свойственной ему «нелепой» драке с использованием сиденья для унитаза, после чего разбивает «зумерские» вещи обидчиков ржавым серпом и обычным молотком.
Чтобы спасти свою репутацию, сын Алексея Константиновича, занимающий высокую должность в городе, с помощью связей отправляет собственного отца в психиатрическую клинику. Кажется, что Алексею Константиновичу оттуда уже не выбраться. Но из клиники его вызволяют Саша и Кристина, подкупив одного из охранников.
Увы, отпраздновать знаменательное спасение героям не суждено – этим же вечером Алексей Константинович в последний раз перевоплощается в Капитана СССР, гонится за вором и умирает от сердечного приступа. Тем не менее, благодаря примеру своего дедушки, Саша побеждает собственные страхи и кажется, что мальчик вырастет хорошим человеком.
Кажется…
Дело в том, что, по авторской задумке, всё происходящее с момента спасения главного героя из клиники происходит только в голове Алексея Константиновича, на что авторы намекнут с помощью художественных приемов.
На самом деле Алексей Константинович умирает в психиатрической лечебнице, так и не узнав, потратила ли Кристина деньги по назначению, смог ли Капитан СССР как-то повлиять на внука и узнал ли тот о появлении новоиспеченного супергероя. Авторы сознательно закладывают неоднозначность трактовки сюжета, чтобы позитивно и наивно мыслящий зритель мог поверить в то, что Капитан СССР действительно погибает «при исполнении», а все сцены происходят наяву. Тем не менее надуманный мир героев разбивается о серость реальной жизни.
Конфликт наивной сказки главных героев и жестокой повседневности для данного фильма является фундаментальным. Он будет отображен не только драматургически, но и художественно: с помощью цвета, освещения, обустройства локаций. Каждый раз, когда герои находятся в своем условном сказочном мире – преобладают теплые цвета и так называемая «ламповая» атмосфера. При этом столкновения с людьми вне их мира (будь то клиент девушки «по вызову»; «зумеры»-подростки, задирающие Сашу; даже родной сын Алексея Константиновича – Денис) заканчиваются проблемами для героев: наивная сказка встречается с суровой реальностью. И сказка проигрывает. В этом, собственно говоря, и заключается трагедия предлагаемой истории.
О создателях проекта:
Олег Гриценко – режиссер-дебютант и автор данного проекта. Работал в кино на позициях: второй режиссер, ассистент по актерам, сценарист, редактор, администратор, кастинг-директор. Ранее работал в киностудии «КИТ», киностудии «СТВ», кастинг-агентстве «Art Pictures Junior», сценарном агентстве «StarDust».
Лена Ланских – режиссер и сценарист, лауреат множества наград международных кинофестивалей, самая престижная из которых – лучшему режиссеру-дебютанту на фестивале в Сан-Себастьяне (фильм «Ничья», 2021г.). В съемках фильма «Капитан СССР» Лена примет участие в качестве второго режиссера.
Михаил Вейценфельд – оператор-постановщик с пятнадцатилетним стажем. Среди его работ: полнометражные и короткометражные фильмы, сериалы, клипы, рекламные и имиджевые ролики.
Анастасия Морозова – исполнительный продюсер. Опыт работы в кино- и видеопроизводстве – 5 лет. Анастасия работала в «Росвидео», киностудии «СТВ», сотрудничала с «Comedy Club Production».
Марина Гладилина – художник по гриму с пятнадцатилетним стажем. Работала на «Первом канале», имеет большой опыт в игровом кино: полнометражные и короткометражные фильмы, сериалы.
Василиса Мокрова – художник-постановщик, художник по костюмам. Заканчивает Московский художественно-промышленный институт по специальности «Дизайн костюма», работает художником по костюмам в театре.
Остальная часть съемочной группы – студенты и начинающие деятели кино, которым создатели надеются подарить хороший опыт: Татьяна Овчинникова (реквизит), Егор Морсин (ассистент художника-постановщика), Ангелина Владыкина (ассистент режиссера), Дарья Горшкова (ассистент художника по костюмам), Герман Режиссеров (ассистент оператора-постановщика), Владислав Гневышев (администратор). Чуть позже в команду добавятся звукорежиссер, фокус-пуллер и гафер.
Помимо съемочной группы, уже утверждена часть актеров, среди которых:
Борис Оплетаев – Алексей Константинович, главная роль. Бывший клоун, много лет работал в цирке, выступал в Европе, Китае, Аргентине. Последние годы снимается в кино и рекламе.
Лев Зайд – Саша, внук Алексея Константиновича.
Анастасия Морозова – девушка «легкого поведения» Кристина, роль второго плана.
Наталия Моисеева – Людмила, эпизодическая роль.
Сергей Кузнецов – Вениамин Семеныч, эпизодическая роль.
Также в касте присутствуют и начинающие актеры, чем создатели очень гордятся: Данила Егунов (роль «Паша», собирается в этом году поступать в театральный ВУЗ), Александр Визитиу (роль «клиент», является рэп-исполнителем, его музыка будет использована в фильме), Леонид Сидоров (роль «Костя»), Максим Вагин (роль «Егор», ученик театральной студии «Арт-КО»).
О заемщике:
Последние работы создателей:
- полнометражный фильм «Ничья» – студия «СТВ», бюджет около 30 000 000 рублей. Фильм был участником конкурса на фестивале в Сан-Себастьяне, где получил награду в номинации «лучшему режиссеру-дебютанту», а на итальянском фестивале «Riviera International Film Festival» в 2022 году фильм забрал сразу две награды – «за лучшую режиссуру» и специальный приз жюри. Фильм является участником российских кинофестивалей «Кинотавр» и «Киношок».
- некоммерческий пилот сериала «Поиск», бюджет около 100 000 рублей. Сериал в данный момент находится на стадии разработки, планируется запуск сезона.
- «Восьмой вид», бюджет около 80 000 рублей. Фильм получил международное признание на фестивалях во Франции и в Италии, демонстрировался на российских кинофестивалях.
О проекте от первого лица:
«Короткометражный фильм «Капитан СССР» – это трагикомедия с элементами сатиры на «супергероику». В основу истории заложено вольное переосмысление «Дон Кихота» в контексте супергеройского жанра: Сервантес написал «Дон Кихота» тогда, когда рыцарские романы были чем-то вроде супергеройского кино сегодня – самым массовым жанром в самом популярном виде искусства. Более того, Дон Кихот был рожден автором только для того, чтобы высмеять всех тогдашних героев рыцарских романов, но вопреки всему стал величайшим рыцарем в истории жанра. Надеюсь, что параллель, которую мы закладываем в «Капитана СССР», будет понятна нашему зрителю.
Известный американский режиссер Орсон Уэллс во многих своих фильмах пытался достичь эффекта, который он лаконично определял фразой «unreal but true» – когда фильм не обязательно реалистичен, но остается правдивым, убедительным. Именно таким мы видим и «Капитана СССР».
Это то, о чем мы хотим сказать. В наше время наивность приравнивается к слабости, а желание добавить красок в окружающий мир – к инфантильности и даже недалёкости. Мы убеждены, что прямая, понятная мораль работает плохо и мы хотим предложить альтернативу зрителю – задавать ему вопросы, позволять самому выбирать сторону, а потом наблюдать, к чему это приводит. Зритель должен быть соучастником художественного произведения, ведь только тогда оно перерастает в социальный акт и принесет настоящую пользу.
Для меня «Капитан СССР» – это возможность:
1. Возможность снять кино с абсолютной творческой свободой и заявить о себе – на данный момент в коммерческом кинематографе никто не позволит мне так экспериментировать с жанром, форматом, драматургической структурой, художественными приёмами. Если «Капитан СССР» получит достаточно зрительских симпатий, то этот факт предоставит мне возможность работать на своих условиях в коммерческом кинематографе и реализовать множество сложных, многогранных идей.
2. Возможность предложить что-то новое и оригинальное русскоязычному зрителю. Меня очень смущает шаблонное мышление продюсеров, режиссеров и сценаристов. Я самоучка, который не верит в мудрость компромисса. Наше кино не станет самодостаточным, если авторы продолжат находиться в узких рамках продюсерского видения, а режиссеры будут искать вечный компромисс между творческими амбициями и заработком.
3. Возможность для моей команды раскрыть себя. Режиссерский гиперконтроль и обожествление роли режиссера, как по мне, является одним из главных бичей российского кинематографа, берущих свое начало ещё со времен Эйзенштейна. Мне, например, хочется дать максимум творческой свободы нашему оператору, которому чаще приходится быть безмолвными руками с камерой, чем оператором-постановщиком. Я хочу дать больше свободы художественному цеху – амбициозным ребятам с большим количеством идей и непрекращающимся желанием творить. Мне бы хотелось, чтобы актеры благодаря этому проекту расширили границы своего таланта и не боялись дополнять роли чем-то своим.
Не хочется, чтобы фильм был просто про меня, как режиссера, или только про условного героя в лице Капитана СССР – этот фильм должен быть о каждом участнике съемочного процесса и о каждом зрителе.
4. Возможность всем участникам получить приятные воспоминания. Из-за слепой веры в «миссионерскую» судьбу любого фильма, люди как будто бы пренебрегают отношениями друг с другом, уважением, самим процессом съемки. Возможно, озвучу непопулярное мнение, но большинство фильмов снимаются и забываются. Не каждому произведению суждено стать шедевром, а гарантировать стопроцентный успех какому-либо проекту попросту невозможно. Я хочу изменить культуру и подход к творческому процессу съемки в кино. На моей площадке люди должны чувствовать себя частью проекта, не бояться высказывать свое мнение и объединяться в трудные моменты. И самое главное – нет людей высшего и низшего сорта, господ и прислуг. Режиссер – это просто человек, такой же, как и актер массовки. Фильм может не понравиться зрителю или не окупиться, но шанс по-настоящему раскрыть свои способности, в совокупности с приятными воспоминаниями – это то, что мы можем и должны унести с этого проекта.
Самый важный момент – фильм «Капитан СССР» будет снят в любом случае. Слишком многим лично я пожертвовал, чтобы произошло иначе. На сегодняшний день у меня есть около 100 000 рублей – собственные накопления за два года. Для сложного фильма с хронометражем 40+ минут и минимум десятью сменами, 100 тысяч рублей – это очень мало. Нам хватит на питание и какой-никакой трансфер для съемочной группы, но про хорошие локации, аренду оборудования, комфортные условия (тот же туалет на натурных съемках) придётся забыть. И моя команда, отдам им должное, на это готовы.
Тем не менее, если мы получим дополнительные средства, то это повлияет не только на комфорт команды, но и качество самого фильма – мы получим возможность выбрать локации, а не соглашаться на единственные варианты, куда нас пустят бесплатно или за бесценок, увеличить количество и улучшить качество используемого оборудования, сможем реализовать больше художественных задумок.
Нестандартный подход будет использоваться не только в производстве, но и в продвижении фильма. Конечно, мы попробуем пойти по классической схеме с продвижением на фестивалях, но в этом плане мы сильно ограничены из-за хронометража фильма.
Меня удивляет то, как мало короткометражных фильмов продвигается в интернете. Чаще всего это связано с тем, что короткометражные фильмы редко снимаются для массового зрителя, но наш проект именно на него и рассчитан. Поэтому «Капитан СССР», я надеюсь, станет для нас большой возможностью продвинуть культуру короткометражного кино в русскоязычные интернет-массы. В идеале хотелось бы запустить полноценное потоковое производство киноконтента для интернет-зрителя: фильмы разного формата, бэкстейджи, обучающие видео, подкасты и т.д. Нам есть что сказать и показать людям. Я искренне верю, что «Капитан СССР» может стать отправной точкой для чего-то глобального и нового.
Кино должно удивлять. Удивить зрителя можно с помощью одной простой формулы: «делай то, чего не было сделано до тебя». Такого фильма, как «Капитан СССР», на данный момент не существует. Это касается не только сюжета, но и жанра, художественных и сценарных решений, авторских идей, концептуальных слоев истории. Это эксперимент, да, никто и не скрывает.
Но наша задача не состоит в том, чтобы любой ценой вклиниться в нынешнюю конъюнктуру, заработать деньги и славу. К чёрту это всё. Мы хотим снимать интересное кино и разделять его со зрителем».
Этапы реализации проекта:
1) Препродакшн (01.05.2022 – 01.08.2022) – часть работы уже выполнена: на данный момент подобрано 3 из 7 необходимых локаций, утвержден основной актерский состав, разработаны проекты костюмов, собрана бо́льшая часть реквизита. В ближайшие полтора месяца планируется закупка и пошив костюмов, обустройство главной локации (квартира), разработка раскадровок и утверждение календарно-постановочного плана.
2) Продакшн (01.08.2022 – 01.09.2022) – съемочный период. На данный момент планируется 10 съемочных дней, но это в условиях достаточно большой выработки и урезанных финансовых возможностей. Если бюджет фильма увеличится, то этот факт предоставит авторам возможность увеличить количество съемочных дней, чтобы понизить нагрузку на актеров и съемочную группу, улучшить условия для участников съемочного процесса, а также позволит рассмотреть больше вариантов качественных локаций (на данный момент авторы не могут себе позволить оплачивать за них арендную плату, что существенно усложняет и уменьшает выбор) и художественных приёмов.
3) Постпродакшн (01.09.2022 – 01.11.2022) – монтаж и обработка отснятого материала.
Финальная версия фильма должна быть готова к ноябрю 2022 года.
Способы продвижения фильма:
1. Участие в кинофестивалях.
2. Показ фильма продюсерам и киностудиям, чтобы на основе этой истории запустить полнометражный фильм или сериал.
3. Если вышеперечисленные способы не дадут желаемого результата, то его создатели будут продвигать фильм в интернете. «Перед нашими глазами есть замечательный пример проекта "Майор Гром": сначала был снят короткометражный фильм, который нашел беспрецедентный отклик у интернет-аудитории, а потом эта история получила продолжение в виде полнометражного фильма, сериала, спин-оффа», – говорит автор фильма Олег Гриценко.