Назад
23-08-2022 11:21

Какими интеллектуальными правами можно обладать?

Создавая свой контент, результат интеллектуальной деятельности, неплохо разобраться в том, какие права получает автор. Это позволит и защитить свой творческий объект и понять, какими способами его можно и нужно монетизировать - сделать так, чтобы любимое дело приносило доход. 

Авторское право регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. «Произведение» ключевое слово, потому что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.

Смежные права это интеллектуальные права на исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное состояние. Уже само название говорит об их производном характере это права, смежные с авторскими. Например, если песню, сочиненную одним человеком, исполняет другой, появляется уже новый объект интеллектуальных прав. 

Патентное право это система норм, устанавливающих режим охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Она необходима, потому что с помощью авторского права защитить результаты технического и художественно-конструкторского творчества просто невозможно: в отличие от объектов авторского права модели и промышленные образцы могут быть созданы независимо друг от друга разными людьми. Например, радио практически одновременно было изобретено Поповым в России и итальянским ученым Маркони, но второй, хотя и придумал его чуть позже, первым успел получить патент на него в Великобритании.

Средства индивидуализации относятся к маркетинговым обозначениям. Это товарные знаки, фирменное наименование, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение. Впервые такие права были закреплены на международном уровне Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, в которой товарным знакам уделяется даже больше внимания, чем изобретениям и промышленным образцам. Сегодня в связи с уходом с рынка зарубежных компаний в Роспатент поступило более 50 заявок на регистрацию иностранных брендов. Некоторые хотят полностью копировать фирменный стиль, «присвоив» себе обозначения Chanel, Clarins и даже Mc’Donalds. Другие считают, что достаточно изменить букву в названии, чтобы получить правовую охрану как в случае с Nezpresso (Nespresso в оригинальном варианте). И то, и другое противозаконно. В Статье 1 ГК РФ четко прописано, что любая подобная попытка ― это посягательство на права на результаты интеллектуальной деятельности, и за него предусмотрена юридическая ответственность. В правовом государстве допускать этого категорически нельзя. Даже под предлогом того, что правообладатель из-за санкций, контрсанкций или других причин покинул Россию. 

Права на секреты производства ноу-хау распространяются на сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах ее осуществления, которые являются коммерческой тайной, недоступной третьим лицам. Ноу-хау остается таковым, пока эта информация остается закрытой. Самый очевидный пример ― это секрет производства. Тому, кто обладает этим секретом, принадлежит исключительное право на использование его любым не противоречащим закону способом. 

К интеллектуальным относятся даже права на новые сорта растений и породы животных, но они никак не относятся к креаторам и разработчикам новых технологий, которые могут прийти со своими проектами на нашу платформу. Если же вы обладаете теми правами, о которых мы рассказали, то смело можете подавать заявку на привлечение инвестиций.


Яна Пономаренко
Директор по маркетингу платформы Ко-Фи