Назад
20-09-2022 12:11

ТОП-10 краудфандинговых площадок 2022

Что такое краудфандинговая платформа

Краудфандинговая платформа — это онлайн-сервис для безвозмездного финансирования различных проектов частными лицами. Термин «краудфандинг» в переводе с английского означает «финансирование толпой». Этим инструментом активно пользуются артисты, блогеры, писатели, художники, режиссеры и другие креаторы, общественные и благотворительные организации. Процесс регулируется «Законом о краудфандинге», который распространяется на выдачу займов, продажу ценных бумаг, утилитарные цифровые права и финансовые цифровые активы. Большинство краудфандинговых платформ в России закрывается еще на стадии формирования из-за недоверия инвесторов. За рубежом в этом направлении активно развиваются десятки разноплановых сервисов, но в нашей стране сегодня действует только четыре крупные площадки для краудфандинга. 

ТОП-4 российских площадок краудфандинга

Planeta

Стала одной из первых в России онлайн-площадок для краудфандинга, но изначально была создана бас-гитаристом «Би-2» Максом Лакмусом, Федором Мурачковским и Василием Андрющенко для предварительного заказа музыкальных альбомов. Объем привлеченных инвестиций составляет более 1 млрд рублей, а количество успешно проведенных кампаний — более 4500. Платформа позволяет привлекать финансирование в 24 категориях, среди которых творческие проекты и социальное предпринимательство, а также бизнес-стартапы. Сумма выплачивается только в том случае, если собрана полностью. Если проект коммерческий, комиссия сервиса составляет 10-15%, для социальных программ она отсутствует. 

Boomstarter

На площадке можно привлекать инвестиции в 15 категориях, среди которых различные направления искусства, издательское дело и товарное производство. Более 1300 проектов получили финансирование на сумму более 326 млн рублей. Комиссия для пользователей, привлекающих средства, составляет 5%, а их получение возможно с ограничением по времени, когда сумма собрана. 

Собери на помощь другу

Довольно необычная площадка, созданная ЮMoney для привлечения финансирования как на различные проекты, так и на личные нужды, например подарок другу или поездку на море. Для того чтобы начать сбор средств, достаточно иметь кошелек ЮMoney. Выплаты поступают на счет пользователя моментально и не имеют ограничений по объему и времени.

Добро Mail.ru

Сервис создан Mail.ru специально для финансирования благотворительных проектов — сбора средств для онкобольных, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей, приютов для животных. Поддержать их может любой желающий. Необходимая сумма выставляется заранее, и кампания длится без ограничения по времени до ее полного сбора.

Зарубежные краудфандинговые платформы

Лидером по количеству привлеченных средств, упоминаемости в интернет-рейтингах и специализированных зарубежных СМИ по-прежнему остается знаменитая площадка Kickstarter. С момента запуска в 2009 году она помогла около 15 млн людей собрать в общей сложности 4 млрд долларов на реализацию более 143 000 проектов. Indiegogo находится на втором месте по количеству упоминаний и позволяет сохранять средства, даже если они собраны не полностью. Миссия другой популярной платформы Crowd Supply — в том, чтобы воплощать в жизнь разработки оригинальных, полезных и инновационных продуктов. Она заработала высокий рейтинг популярности благодаря тому, что 70% проектов на ней были успешно профинансированы — показатель даже больше, чем у Kickstarter, а собрать в общей сложности удалось около 66 000 долларов. Существует также специальная платформа для финансирования научных исследований Experiment, Chuffed — для социальных проектов, Patreon — для художников, музыкантов и других креаторов, а также множество других краудфандинговых платформ для различных целей. К сожалению, сейчас из-за проблем с международными переводами для российских креаторов возможности этих сервисов ограничены, но они ищут альтернативы. Когда начались трудности с выплатами на Patreon, многие пользователи переключились на его российский аналог — Boosty.

Казалось бы, краудфандинг выгодно отличается от краудлендинга тем, что вложенные в проект средства не нужно отдавать инвесторам. Однако у второго есть гораздо больше преимуществ, подробнее о которых можно прочитать здесь.


Кристина Руди
Менеджер по работе с авторами творческих проектов